Костромская область. Июль 2005г.

Общий сбор был назначен в Ярославле, но Колька, Серега Панарин, Юлька, Ольга и я встретились в Москве и после некоторых закупок двинулись по Дмитровке подальше от Москвы. Поехали по этому шоссе, потому что хотели заехать ко мне на дачу – взяли газовую плиту, бензопилу и ручную лебедку МТМ-1,6 (об этом монстре можно прочитать здесь). Надо сказать, что все это нам очень пригодилось, так что крюк мы сделали не зря.

До Ярославля добирались круговыми дорогами, а в одном месте даже пришлось пробираться по лесной дороге. Колька сказал, что это для него репетиция предстоящих событий. На полях отметили больше количество слепней – что же буде в костромской области? На ярославку выскочили немного не доезжая до Ростова, и дальше уже пилили по трассе.

К этому моменту Колькина нива была обута еще в его прежнюю резину, и в Ростове, в местом магазе, мы сделали попытку приобрести ему новые шины Я-569. Как я думал, они в том магазине оказались, но цена их была что-то около 1700 за баллон. В самом Ярославле они стоили дешевле, но времени у нас оставалось немного, однако мы все же решили рискнуть, тем более, что здесь надо было еще найти шиномонтаж. Как раз в это время Андрюха вышел на связь первый раз по мобильному телефону – оказалось, что он только выехал за приделы столицы. Что же, времени до его приезда было прилично.

До Ярославля добрались достаточно быстро и сразу же отправились на склад, где я покупал по весне себе Я-569. Опоздали совсем чуть-чуть. Нам готовы были продать шины, но не по той цене, за которую я их брал. Грузчики просто решили подзаработать. Что же, опять рискуем и летим в центр города, в большой шинный магазин, где резина должна быть точно. Действительно, приобрели четыре колеса, где-то по 1500. Жаль, но Андрюха остался без запаски, т.к. мы взяли последние шины. До Шиномонтажа добрались быстро, благо он рядом – за МакДонингом и заправкой. Пошла работа… К сожалению, здесь нам пришлось оставить четыре колеса, снятых с Колькиной нивы. Он планировал за ними заехать на обратном пути, но если бы он знал, что нас ждет…

Сюда же  подъехал Андрюха в скором времени. Новый человек для нас – Дима, известный как GreenPeace. Лучший штурман, как позиционировал его Андрюха.

Ну вот и Колькина нива стала выглядеть более по-боевому и дальше мы уже едем тремя машинами, с включенными фарами (понты, на которых всю дорогу настаивал Дима) в сторону Костромы. Про Кострому Андрюха нам прочитал интересную лекцию. Посмотрите направо, посмотрите налево– ведь это его родные края. Мне город понравился, на улицах много народу, жизнь идет, короче. У какого-то магазина делаем остановку и дозакупаем кое какие продукты, а заодно и привлекаем внимание некоторых прохожих. Очень приятно, хотя делаем вид, что нам пофиг – опять небольшие понты.

Дело к вечеру, и мы прибавляем скорости – планы-то были заночевать у Чухломского озера, но становиться ясно, что туда мы не успеваем. Но тогда хоть до Галича должны доехать – хочется устроить ночевку рядом с водой, а там тоже имеется большое озеро.

В какой-то момент Андрюха по рации останавливает колонну. Оказывается, он захотел помочь местной молодежи, у которых заглохла “пятерка”. В итоге он берет на веревку жигуль, с множеством народу на борту и говорит, что потащит их до какой-то деревни, а нам предлагает ехать вперед, мол, я вас нагоню. Так и делаем…

Уже давно стемнело, а мы только подъехали к городу, и стали изучать карту на предмет какого-нибудь укромного местечка для ночевки. Находим, что наиболее привлекателен для нас северный берег – южный уж больно заселен.

Северный берег действительно оказался диким, даже может быть слишком диким. Вначале мы ехали вдоль берега по довольно убитой грунтовке, и когда нам это надоело, мы, как всегда, свернули на первую же своротку к воде. Эта дорожка так и не вывела нас к берегу, и через километр появилась такая заросшая колея, что мы стали разворачиваться – не очень хотелось возиться в два часа ночи со всякими лопатами и джеками. Вот следующая дорога привела нас, наконец-то, к месту стоянки – у самой воды мы нашли полянку с кострищем, прикрытую с трех сторон высоким кустами. Лишь к югу от себя, через гладь озера, вы видели далекие огни города. Первый ужин на природе – красота. Расслабились, поболтали и отправились спать.

На утро не очень поздний подъем, завтрак, сборы и снова в путь. С этого момента достали видеокамеры и стали снимать кое какие моменты, из которых потом был смонтирован двухчасовой фильм об этой поездке.

До Чухломы неслись во весь опор, обгоняя и подрезая друг друга – все ради потехи и тех незабываемых кадров, которые получились.

Город Чухлома – старинный провинциальный городок. В центре несколько магазинов различного ассортимента, местная власть, ячейка КПРФ и еще что-то, на центральной площади обелиск односельчанам, погибшим в годы войны. Списки на плитах достаточно большие – сколько же народу полегло…

Ну а мы опять что-то закупаем, и отправляемся к первой цели нашего путешествия. К северу от города есть большой болотный массив – обозначенный на карте как Болото Святое, в центре которого, если верить карте, имеется остров, носящий название Никола-Остров, на котором обозначен монастырь или церковь. Мне думалось, что может быть это какой-нибудь огромный монастырь, давно брошенный людьми, и неплохо было бы его найти. Сразу же вспомнились рассказы о Рдейском монастыре.

При помощи ЖПС довольно быстро находим нужный нам поворот с асфальта и сразу же попадаем на разбитый проселок. Что же будет дальше? Ведь до лесной искомой дороги нам еще пилить и пилить. Но ничего, продвигаемся довольно успешно, минуя некоторые населенные пункты. Один я даже заприметил как брошенный и решил для себя, что на обратном пути, обязательно его посещу.

Последняя деревня и дорога закончилась. Кто-то пошел допрашивать местных, на предмет наших перспектив, а я полез под машину. Шум из передней подвески стал доставать и немного напрягать. Оказалось, что опять порвался амортизатор, т.е. отскочило приваренное дополнительное кольцо. Теперь мне стало ясно, почему я вчера вечером опасался разгонять машину больше сотни – передок гулял вверх-вниз.

Бабка сказала, что дальше мы не проедем и, в свою очередь, стала настойчиво расспрашивать о наших целях. Фиг тебе, а не цели!

Некоторое время едем по полю, вдоль сухой колеи, и вскоре первое препятствие – небольшой высохший ручеек. Немного раскорячились, но все проехали успешно. Здесь и практически везде дальше, Андрюха шел первый, я второй и Колька замыкал колонну. Опять поле и опять засада. Ну, здесь слишком много грязи, что бы она успела высохнуть. Колька засел, и мне показалось, что он сделал это специально. Рывок второй машиной и он на свободе. А вот и первая заброшенная деревня, и я довольный, с фонарем в руках отправляюсь по домам. Здесь явно ни кого уже нет, хотя, судя по настенным календарям, люди ушли отсюда после 2001 года. В одном доме мы очень подивились увиденной большой, наряженной новогодней елке. Иголки давно опали, а игрушки так и весят. Невольно задаешь себе вопросы – кто здесь жил, куда ушли эти люди? С опаской поглядываем на кровать – под полиэтиленовой пленкой лежит что-то продолговатое, длиной метра полтора..! На поверку оказывается, что это какие-то шмотки. Не приятно могло получится… Кроме Кольки и Юльки все отличились на почве мародерства. Шутка! Думаю, сюда люди уже не вернуться и все так и развалится когда-нибудь. Кстати, кое какой хабарок я взял, но ни какой ценности это не представляет – несколько старинных тарелок, целые, но эмаль потрескавшаяся, кроме того ни какого клейма на них я не обнаружил, старая бутыль, похожая на бутылку от рижской настойки советских времен, но вот клеймо немецкое, алюминиевый половник, с немецким же клеймом. Было еще что-то, сейчас и не помню уже. В одном доме стоял довольно древний сервант, его, конечно, не потащишь, но вот латунные ручки можно было бы поснимать. При помощи отвертки мне это не удалось сделать, так и оставил. Потом рассказал эту историю человеку. “У вас же бензопила была!”. Да, можно было бы их взять…

Дальнейшее продвижение по лесной дороге вышло не таким успешным. Андрюха шел, а я и Колька подсели по разу, но не так серьезно. В лесу нашли интересный срез на древней огромной ели. Оказалось, таким способом раньше добывали смолу.

Урочище Жуково. Находим церковь, часть монастырской стены с сохранившемся сводом ворот, и двухэтажное здание за периметром церковной территории, но явно принадлежавшее церкви. Церковь похожа на многие ранее нами увиденные, разве что разваливается она скорее под действием времени, а не от рук людских. Среди обломков иконостаса обнаруживаем половину большой иконы. Ее кто-то распилил, и забрал верхнюю часть, а нижнюю оставил. Зачем? Нам не понятно.

Еще некоторое расстояние проходим по лесной дороге и упираемся, наконец, в болото. Да, это зрелище! Лес заканчивается стеной высоченных сосен и елей, а дальше сплошной мох болота, с ущербными сосенками. Километра через два впереди, слева и справа видна полоса леса, но и сейчас понятно, что это не большие лесные массивы, а отдельные островки. Какай-то из них – наша цель. Действительно, по карте болото тянется дальше на юг на многие километры. Наша дорога еле-еле просматривается,   но это нас не останавливает. Я даже предлагаю попробовать сунуться сюда на машинах, но Андрюха говорит, что Ладога-Трофи проводится в Карелии, а не в костромской области, и вообще, у них есть лебедки. Пройдя несколько шагов, понимаю, что он прав, сюда лучше не лесть.

Оставив машины на твердой земле, мы отправляемся пешком на поиск нашего острова. Скажу сразу, церковь мы не нашли, т.к. ЖПС я оставил в машине. При помощи него мы могли бы найти хотя бы точку, где стояло строение, а там может увидели что-то интересное. А так, наша двухчасовая пешая прогулка оказалась безрезультатной. До предполагаемого острова мы дошли минут за 30, и как только мы взошли на него (по другому и не скажешь), пошел дождь. Сначала накрапывал, а дальше перешел в приличный ливень, но, слава богу, скоро он закончился. Дорога в лесу была заметна лишь несколько десятков метров, но вскоре она растворилась в чаще. Т.е. растворилась полностью, ее нельзя было отличить вообще! Оборачиваешься, и видишь дорогу, смотришь вперед и видишь сплошной лес! Сориентировавшись по бумажной карте, и предположив, что мы находимся на правильном острове, понимаем, что если мы что и найдем, то совсем не далеко от того места, где мы сейчас стоим. Но визуальный осмотр ничего нам не говорил. Мы постоянно поднимались в горку и думали, что если и строить что-то, то уж на возвышенности. Это давало нам повод надеяться. Но все тщетно, и вскоре мы вошли в такой бурелом, что продвижение почти застопорилось, да еще дождь начинался с новой силой. Решаем вернуться ближе к болоту, т.к. там растительность помоложе и поменьше, но таким образом мы все более удаляемся от цели (если не ошибаемся в наших догадках). Пройдя еще некоторое расстояние вдоль берега острова, понимаем, что скорее всего мы ничего не найдем и надо возвращаться. Очень жаль!

Путь обратно нас вымотал прилично – шли напрямик к машинам, и расстояние по болоту проделали большое, чем по пути до острова. По лесу проехали нормально, правда и теперь кое где раскорячивались.

Следующая остановка – та заброшенная деревня, которую я заприметил по пути сюда. Коля, Серега и Юлька даже не свернули с дороги, правда они оказывали нам неоценимую поддержку, сообщая по рации о ситуации в округе, а мы с Андрюхой поехали к домам. Здесь тоже все заброшено, хотя от дороги дома находятся довольно близко. Люди ушли отсюда не так давно, но мы замечали, что здесь уже прошлись какие-то любитель старины. Ничего особенно интересного не найдя, я сделал кое какое наблюдение – ручки почти всех дверей в домах являются действительно старинными. Одну мне даже удалось снять. Латунная, на подшипниках (!), правда, залитая краской. Под слоем краски я обнаружил надписи, гласившие, что эта ручка сделана на какой-то артели в черт знает какие года. Остальные снять не получилось.

Дальше продвигаемся к асфальту по знакомой грунтовке, приближаясь к следующей цели.

По асфальту вернулись некоторое расстояние в сторону Чухломы и в деревне       сворачиваем налево с дороги, в сторону деревни Юрьевское и далее.

В деревне Плотина пересекаем, наконец, реку, и останавливаемся у первого же колодца. Наша радость от предвкушения от столь ожидаемой свежести воды, быстро угасла. Первым же ведром, вместе с водой извлекаем мертвую мышь! Мыться сразу же расхотелось, а ведь хотели и водички здесь набрать. На наше счастье деревня оказалась довольно большой, и мы почти сразу же нашли второй колодец. Вот тут мы поплескались вдоволь, получив массу приятных ощущений от ледяной воды, у меня даже усталость пропала и мы с новой энергией принялись рассматривать карту и планировать дальнейшее продвижение. К нашему диалогу мы даже привлекли местное население (точнее сказать, оно само привлеклось), потому что у нас возникли некоторые вопросы по поводу предстоящей дороги до деревни Стан и далее. Народ оказался весьма разговорчивый, и хотя понять местный говор тараторящих  бабусек было не очень легко, скоро мы уже имели представление о предстоящей дороге. А от местной молодежи мы узнали, что год назад в их деревне уже были какие-то джиперы на подготовленных уазиках – вроде как здесь проходил маршрут какой-то мощнейшей экспедиции.

До следующей деревни ехали по мокрой лесной, а далее полевой, дороге. Дорога оказалось очень интересной - мы неслись по неглубокой влажной колее, разбрызгивая грязь по обочинам. Отснятые кадры получились довольно эффектными.

Вскоре выезжаем на широкую грунтовку, поворачиваем направо и далее движемся параллельно реке Вига. Рядом с ней мы и планировали устроить нашу вторую ночевку, ибо дело было к ночи и солнце уже садилось. Как всегда, процесс поиска места для лагеря у нас затянулся и вскоре мы пересекли ту самую реку в деревне Гольцово, воспользовавшись для этого широченным деревянным мостом. Кстати, именно на этом мосту мы в полной мере смогли рассмотреть последствия наезда на пень Андрюхиной машины. Тогда у него был установлен подрамник раздатки “от Керосина”. Так вот конструкция у этого изобретения такая, что без полной защиты днища ездить на с этой железякой по нормальному бездорожью просто нельзя – клиренс она занижает и там где прошла простая нива, эта рискует зацепить препятствие рамой  Так у Андрюхи и получилось. Мало того, что сам подрамник развалился по сварочным швам, так он еще и промял один из лонжеронов до днища машины! Теперь раздатка болталась вместе с подрамником на ослабших болтах, но, справедливости ради надо, сказать, что эту поездку мы откатали без каких либо еще последствий, если не считать, что хвостовик раздатки на задний привод задрался вверх и угол работы передней крестовины заднего кардана увеличился и иногда вилка крестовины даже закусывала металл. Ну а так ничего страшного, в принципе.

В Лукушино деревне пытались зарулить к берегу, намереваясь проехать через поле за деревней, и тем самым вызвали гнев какого-то деда – на этой поляне, как мы заметили, косят траву. Он выбежал из избы и размахивая палкой стал поносить нас страшными словами. Ну, понять-то его можно, особенно если учесть, что Дима в этот момент находился на заднем бампере машины и размахивая руками, указывал нам путь. Дикое зрелище для деда!

Пришлось вернуться на дорогу, дабы не нервировать дедушку да к тому же нам показалось, что в том месте подъезда к берегу реки нет.

Далее свернули направо с грунтовки, где-то в километре от последней деревни, на старую узкоколейку в сторону заброшенного поселка Лесной. Правда теперь от узкоколейки не осталось ничего, кроме прямолинейной просеки, по которой сейчас проходила обычная песчаная дорога. Вообще если верить карте, то узкоколейка тянется в дальше в лес на многие километры, и мы предполагали, что там давно уже нет ни жилья ни людей. Но, судя по наезженной дороге, в этом можно сильно засомневаться. А на следующее утро я вообще услышал шум проезжающей в ту сторону машины. Кстати, тянется эта узкоколейка в сторону злополучного поселка Северный, к которому мы так стремились, и, думаю, там можно было попробовать пробиться, но тогда мы это упустил из виду.

Итак, мы проехали пару километров и свернули на какую-то делянку, очень кстати заваленную дровами. Здесь и разбили второй лагерь нашей экспедиции. Поскольку приехали мы по раньше, то и времени на посиделки, разговоры было по больше. Блин, как же хорошо!

С утра короткие сборы и трогаемся в путь. Сегодняшний день, по нашим прикидкам, обещал получиться очень внедорожным – мы планировали углубиться в лесной массив, в поисках деревень Озерки и Гладково – родины Андрюхиных предков.

Но сначала мы делаем остановку в большом селе Петровское. Сейчас деревни Петровское, и соседняя Введенское так разрослись, что на карте обозначены как один большой населенный пункт, правда, оба  названия так и значатся на карте. У найденной колонки снова устраиваем водные процедуры, чистим зубы и т.д.

В деревне Фалелеево осматриваем заброшенную церковь и начинаем, наконец, действительно бездорожую часть нашей поездки.

Все следующие деревни, а таких нам повстречалось от силы две, оказались давно заброшенными и разграбленными, так что хаборка не было совсем.

К деревни Озерки мы должны были проехать, минуя Осташово, но ошибившись с поворотом, уехали дальше на восток в сторону Бол.Коровье. Ошибку поняли не сразу, поэтому успели отмахать пару километров по среднему бездорожью, придерживаясь каких-то, видимо уазовских, следов. Вскоре нам стало понятно, что едем мы не туда – жпс показывал совсем не то. Пришлось разворачиваться. Кстати, уже потом рассматривая карту, я обнаружил, что если продвигаться дальше по той дороге, то вполне можно выйти к Савино – большой деревни, от которой начинается нормальная дорога, а от туда, до Северного и вовсе не далеко. Таким образом, можно срезать километров восемьдесят.  

Возвращаясь назад, мы старались углядеть слева от дороги своротку на Осташево – туда нам и нужно было ехать. Нашли такую рядом с стоящим в поле кунгом, и уже скоро достигли Осташово. Деревня оказалась брошенной и пустой – потратили несколько минут на обследование и снова в путь. Дальше начались засады, в которых мы с Колькой иногда несерьезно подсаживались, что несколько замедляло наше продвижение. Брод через маленькую лесную речку Мелшу преодолели по кривому мосту, построенному на скорую руку в неизвестном году. Было заметно, что им если и пользуются, то очень редко, а вообще, похоже, здесь ездят только на гусеничных транспортных средствах. Отсюда и задержки по времени. В принципе, этот участок мы все прошли без ошибок, правда продвижение наше было не быстрым – после мосточка пришлось неспешно залазить на долгий подъем, стараясь не свалиться в колеи.

Вот и Озерки. Здесь уже нет ни каких намеков на пользуемую дорогу – движемся по высоченной траве, стараясь не угодить в присутствующую колею. От самой деревни ничего не осталось, а вот церковь хоть и в ужасном состоянии, но пока еще стоит. Здесь, как выяснил Андрюха служил его предок, а здешние места (д. Гладково, куда мы и едем) являются истоком его рода. С удивлением подмечаем множество троп вокруг церкви – здесь явно ходит человек. Говорят, на озере, к востоку от Озерков живет отшельник (маг и волшебник). Видимо это он приходит к церкви, и это его тропы мы тогда видели.

Дальше опять ошибаемся с дорогой. Поехали по следам, но вскоре они закончились на небольшом поле, на котором мы обнаружили посеянный овес и засидку на дереве. На медведя – говорит Андрей. Фига себе! Поехали отсюда.

Вспоминаем, что перед Озерками видели поворот от нашей дороги, и направляемся туда. Так и есть, через некоторое время движения по ней, жпс показывает, что мы едем в правильном направлении. Деревень Григорово и Санцилово нет и в помине, не осталось вообще ничего. Да, сюда люди не приезжали давно. Вскоре упираемся в стену леса из трехметровых молодых деревцев. В полуметре ничего не видно, но длится это не долго, и вот мы остановились перед новым препятствием. Круглая полянка среди поля,  метров 100 в диметре, покрытая ровной осокой. Болотце значит. Пешая разведка показывает, что этот болотный участок высох, и мне кажется, что проехать можно. А вот Андрюха со мной не согласен, а Дима, поддержавший его, даже отправился по кустам на поиски объездки. Вообще к этому моменту дорога стала почти не различима в траве, хотя на противоположной стороне я видел какой-то разрыв в начинавшемся молодом леске, и мне казалось правильным ехать туда. Покумекали еще немножко и я тронулся аккуратненько вперед. Как я и предполагал, эта болотина слишком высохла и держала вес машины вполне уверенно. Как только я оказался на том берегу, мужики тронулись по моим следам.

Полосу леска метров 50 миновали быстро и вкатились на поле. Теперь мы находились на возвышенности, и перед нами открывался вид на два поля, разделенных какой-то низиной. Высоченная трава, канавы, пересекавшие наш путь и ни какого намека на дорогу – так мы и продвигались вперед, постоянно сверяясь с жпс. На этом поле у меня отказалась заводиться машина, и в итоге нам пришлось переставить аккум с Андрюхиной нивы. Пока мы с Димкой возились с машиной, ребята устроили перекус. Солнце палило безжалостно. Хотелось раздеться от жары, но так же хотелось и одеться от немереного количества слепней. В машине спасения не было, плюс духота, а слепней еще больше, видимо они прятались там от жары. Машину мы оживили, перекусили и снова в путь. По жпс выходим к низине между двумя холмами и разбредаемся в разные стороны искать переправу через ручей. Одну колею в сторону ручья я обнаружил и отправился пешком на разведку. Да, пипец! Когда-то здесь застрял большой трактор и его вытаскивали еще большим. Огромная яма, где сидел застрявший, прямо посередине ручья. С разных сторон его пытались вытянуть то на один берег, то на другой, поваленный лес вокруг, порванные троса с руку толщиной! Офигеть! Нет, нам сюда не надо.

Тем временем Андрюха правее от этого места находит плавный съезд к ручью, а мы, подъехав, подтверждаем правильность этого пути, сверившись с жпс. Медленно начинаем спускаться – в высоченной траве абсолютно не видно, что творится под колесами. И вдруг резкая остановка! Что заставило его остановиться так резко? Оказалось, что переправы не существует, и Андрюха благодаря своему чутью, продвигаясь очень медленно, смог остановиться буквально в метра от обрыва. Да, если бы он туда упал, было бы очень… не хорошо, скажем так. Раньше переправа представляла из себя большую железобетонную трубу, засыпанную песком. Теперь же песок весь вымыло. В общем “не хорошо” – это упасть на ниве с трехметровой высоты, на железобетон бампером вперед. Пока мы все оценивали возможность переправы где-то поблизости, обшаривая близлежащие кусты, Серега принес известие, что левее этот ручей заканчивается и два поля там просто объединяются в низинку. Тронулись туда. Фиг там! Снова упираемся все в тот ж ручей. К этому момент вымотались все прилично, и в основном из-за невыносимой жары. Плюс к тому у нас заканчивались запасы воды. Теперь перед нами встала перспектива оказаться в очень интересном положении.

Андрюха с Димкой после небольшой разведки вернулись к нам и сказали, что нашли таки переправу, и мы все выдвигаемся к ней. Действительно, в том месте берега оказались не таким уж обрывистыми, да и ручей здесь был поуже. Взявшись за топоры и лопаты, совсем скоро мы смогли застелить и закидать землей низкое место. Миновали его успешно, засняв процесс на видео.

Скоро следы “Беларуси”, ушли левее, а мы продолжали двигаться по показаниям  жпс, которые совпадал с дорогой на карте, но вот в действительности мы таковой не видели. Однако она появилась, как только поле закончилось и мы въехали в лес. Вот здесь колея была очень даже заметна, может быть даже слишком.

С этого момента мы начали двухдневное рубилово по костромскому лесу. Пользовались этой “дорогой” очень давно и теперь нам пришлось продвигаться вперед с очень маленькой скоростью – первый проезжал несколько десятков метров и останавливался, потом второй, и третий. Ну а когда начали застревать, то продвижение вообще затянулось.        

До Гладково было всего два километра, но это расстояние мы шли весь оставшийся день. Каждая маломальская ямка оказывалась заполненной водой, и соваться туда не было никакого смысла, приходилось вооружаться топорами, а еще дальше мы были вынуждены заглубиться в лес на несколько метров и прорубать себе коридор вдоль дороги. Было несколько засад (в основном лесные ручьи), которые было невозможно объехать и тогда мы ковырялись в них до часу времени. Будь у нас лебедки, мы бы проделали этот путь гораздо быстрее, но их не было. Один раз пришлось воспользоваться ручной лебедкой. Это ужас! Она конечно тянет все что угодно, но как же напрягает таскать ее по болоту! А потом надо еще где разместить 20 метров грязного троса (12 мм между прочим). Еще немного беспокоил жпс. В густом лесу он часто терял сигнал, и мы терялись. Лишь когда сигнал появлялся на какой-нибудь полянке,  метка на экране перескакивала на новое место. К счастью, продвигались мы правильно, хотя возможность поехать ни туда была – мы видели несколько дорог, отходивших в разные стороны.

На поле мы выехали когда уже смеркалось, и теперь до деревни оставалось каких-нибудь несколько сот метров. Как же рады мы были! Радовала и спавшая жара и спрятавшиеся слепни. А вот почти закончившаяся вода не радовала. Именно поэтому когда мы доехали до противоположного края леса мы немного расстроились. Дело в том, что воду мы предполагали набрать в небольшой речке Идол, но для этого нам необходимо миновать Гладково и проехать с километр до предполагаемого брода. И вот теперь перед нами новое препятствие - русло высохшего ручья, которое проходило в низине и отделяло нас от Гладково. Пешая разведка помогла найти место, где нам казалось возможным преодолеть ручей. Было заметно, что именно здесь и проходила когда-то дорога. На наше счастье воды в ручье не оказалось – он совсем пересох и лишь немного грязи могло нам помешать. Что бы не колбаситься лишний раз в очередном месиве, мы не поленились застелить дно ветками. Успешное преодоление дало нам новые силы и мы тронулись дальше, уже совсем скоро оказавшись на месте бывшей деревни Гладково. Об этом мы могли судить только по показаниям навигации и нескольким плодовым деревьям, которые мы заметили. Ни какого намека на дома или их фундаменты, ни одного столба – абсолютно ничего. А ведь здесь жили люди, шла жизнь, и вот итог…

До брода доехали быстро – абсолютно ровное поле с какой-то ущербной растительностью. Опять нет никакого намека на дорогу, и опять не отводим глаз от экрана ноутбука. Курсор, отмечающий наше продвижение, повторяет линию дороги миллиметр в миллиметр и мы рассчитываем оказаться на месте через несколько минут. Темнеет…

То, что мы увидели, не внушало радости, и заставляло думать о завтрашнем возвращении. Берег, по которому мы подошли еще можно назвать проезжабельным, но дальше! За руслом ручья, шириной метров пять, начинался подъем с уклоном градусов 30, и длиной метров 30. Самое интересное, что метра за четыре до выезда, величина уклона возрастала градусов до 40 или больше. Т.е. нам предлагалось стартовать с места в 30-градусный подъем, набирать на нем скорость, что бы тут же преодолеть последние четыре метра. По-моему, все мы сомневались в возможности этого. Ну да ничего, утро вечера мудренее.   

Ручей пересох, однако вода еще сохранилась в нескольких глубоким местах дна. Чистой ту воду назвать нельзя, но то, что этой водой пользуются всякие тамошние животные, позволяло думать, что все будет хорошо. Весь берег ручья был исхожен какими-то копытными, скорее всего кабанами и лосями. Вот этих-то кабанов мы и опасались, поэтому перенесли лагерь прямо в поле, подальше от воды, да и машины поставили в линию, отгородившись от леса. Да, сегодня мы вымотались по полной, но спать рано ни кто не ушел. Теперь мы пили столько воды, сколько хотели, а банка персиков в собственном соку оказались лучшей наградой за наши подвиги.   

Утро выдалось солнечным и жарким – стояли-то мы в открытом поле и солнце палило нещадно. После завтрака и сборов Андрюха с Димкой сгоняли еще раз на место деревни Гладково, и после их возвращения мы неспешно подтянулись к берегу ручья и принялись за сооружение переправы.

Решили положить несколько бревен поперек ручья, а сверху них сделать подобие гати, настилая бревна один к одному.
Что бы застелить три метра переправы сплошным слоем, бревен понадобилось несколько десятков, так что пришлось постараться, что бы раздобыть такое количество материала. В итоге за час времени мы спилили почти все деревья поблизости и застелили ими засаду, забросав сверху ветками и закидав землей от срытого берега.

Первым поехал я. Ну, по гати проехал легко, “пологую” часть подъема тоже преодолел, а вот буквально на последнем метре колеса сорвались в буксы и машина остановилась. Не хватило инерции движения машины, видимо надо было активнее разгоняться. Можно было бы, конечно, попробовать подтолкнуть, но я заметил, что загорелась лампа давления масла. По этому можно судить о крутизне подъема, хотя я не уверен, что уровень был в порядке. Пришлось откатываться назад, к самому ручью и пробовать еще раз. На этот раз разгон получился поинтенсивнее – педаль в пол и вперед с песнями. Залетел на верх, зацепился передними колесами, ну а дальше уже просто. Вот радости-то было! Андрюха буквально влетел в подъем – преимущества инжекторного движка тут себя проявили по полной. На видеосъемке это очень заметно. Коля тоже заехал, применив зачем-то прием прохождения засадных места, т.е. быстро нажимая на педаль газа много раз подряд.

Оказавшись наверху, мы рассчитывали увидеть хоть какой-то намек на дорогу, но опять ничего не увидели. Проехали такое место, и что же, разворачиваться, только лишь потому что нет травки умятой? Нет, конечно. В итоге по жпс выезжаем на поле и дальше опять двигаемся полагаясь только на навигацию. Где-то здесь должна быть деревня Лучиково, но мы опять видим лишь одичавшие плодовые деревья, да какие-то ямы. Приходится двигаться очень аккуратно в высоченной траве, что бы не угодить в одну из них. Но деревня тут точно была и вскоре мы видим явное подтверждение этому. Остатки древней избы, заросшие кустами и травой. Остался лишь угол дома и больше ничего! Опять задаю себе вопросы: ”Куда делись хозяева? Живы ли они сейчас?” Ведь здесь была жизнь несколько десятилетия назад. Вот явная картина вымирания деревень и сел.

Едем дальше и опять строго следую жпс. Местность меняется, и скоро мы въезжаем в лес, продираясь через кусты. И вот, наконец, хоть какаой-то намек на дорогу. Даже очень явный намек – довольно глубокая колея и мы отправляемся пешей разведкой впереди машин искать объезды. Снова достают слепни, здесь их просто немерено и мы с Ольгой даже надеваем защитные сетки на лицо, но как же в них жарко. В машине спасения нет. Садишься в кресло и чувствуешь как давишь тварей задницей.

Весь путь едем по бездорожью, находя объезды, если это возможно, или штурмуя препятствия в лоб. Дорого немного отличается от вчерашней. Она не столь сырая и не столь разбита, видимо в эти места если и ездили, то с северной стороны. В одном месте я вновь подпалил сцепление и пришлось лесть под машину. Вроде сделал, но скоро оно потребует замены.

Пробираемся дальше. Какая же здесь глушь! Офигеть! Судя по карте, скоро мы должны были пересечь узкоколейку, и для нас она стала неким рубежом – все таки половина пути до предполагаемых нормальны дорог.

В какой-то момент усталость взяла свое и мы сделали остановку, что бы отправиться в пешую разведку. Уж больно тяжелой нам казалась дорога. К тому же, слева от нас появилась пустота между деревьями и нам стало интересно – ведь на карте обозначен сплошной лес. Оказалось, что пустота – это огромная, несколько на несколько километров, старая вырубка. Может именно сюда и тянется узкоколейка? Отправляемся вдоль дороги и  вскоре, действительно, находим линию железки. Точнее находим одни шпалы, а рельсы давно сняты с этого участка. Странно, ведь по жпс мы не дошли до пересечения с узкоколейкой несколько сот метров. На самой делянке находим разваливающийся вагон, приспособленный когда-то очень давно под временное жилье. Внутри нары, печка и стол. Все больше ничего нет, люди были здесь очень давно.

Подтянув машины к пересечению с железкой, снова задаемся вопросом, куда же нам ехать. Ни кто не хочет думать о возвращении, но каждый понимает, что скорее всего так и будет. Перемещение по таким “дорогам” на ниве очень выматывет, да и жарища какая. Но что же с жпс? Тали это узкоколейка? А вруг мы не доехали несколько метров до более менее нормальной дороги? Принимаем решение идти вперед пешком, взяв с собой ноут и жпс и ориентируясь на его показания. Ведь никакой дороги за железкой мы не видели. Пошли Ольга, Колян и я. Со второго раза нам удается найти правильный заход в лес и скоро понимаем, что на мы на правильном пути. Но особого оптимизма нам это не внушает. Дорога просто ужасная. Пытаясь не замочить ноги, нам приходилось прыгать с кочки на кочку или углублять в лес. Как же здесь перемещаться на нивах? Только на лебедках. Но до узкоколейки остается все меньше, и мы продолжаем двигаться вперед. И вот, наконец, мы достигли ее. Да, ее не сравнить с той. Эта, видимо, являлась центральным направлением и именно она обозначена на карте, а та, у которой мы оставили машины, лишь отворотка на очередную делянку. Ну, хоть пешком, хоть половину пути, но одну задачу мы выполнили – достигли рубежа. Попытались найти дорогу дальше, но лес стоял сплошной стеной, хотя мы особо и не парились – ясно ведь, что дальше мы не проедем. Оценили наши шансы продвигаться по узкоколейке, но прыгать на нивах по метровым в диаметре шпалам как-то не очень.

Возвратившись к машинам, принимаем таки решение разворачиваться и двигаться обратно. Думаю, все мы были сильно расстроены этим, но ничего не поделаешь. Но для себя я решил, что сюда обязательно вернусь…

Обратный путь до деревни Фо….. занял у нас весь оставшийся день и весь вечер. В некоторых местах мы опять подзасаживались, но теперь этот путь был знаком для нас. На долго мы застряли в самом конце пути на длинно и колеистом подъеме. Дождь вымочил его лишь немного, но огромные колеи так и звали нас. Коля засел в самом начале и с его нивой мы возились достаточно долго. На выезде и я подзасел, но тут хоть можно было поддернуть меня, так что справились быстро.

В Введенском мы, наконец, добрались до речки и оккупировав небольшой мосток принялись смывать с себя пот и грязь. Местные выстроились на соседнем мосту и наблюдали за всем этим буйством и радостью. Кто-то даже полностью разделся! Я имею в виду кто-то из нас…

Заночевать решили ближе к Чухломе, так как надо было пополнить запасы бензина и еды, а сделать это мы могли лишь там. После дозаправки, тронулись в сторону Галича, осматривая обочины в надежде найти дорожку в сторону леса. Со второго раза нам это удается и вскоре мы уже расставляем палатки, жжем костер и сытно ужинаем.

На утро выдвигаемся и снова движемся в сторону Галича, у которого планируем расстаться – Кольке уже нужно ехать домой, у него неотложные дела, а мы (Андрюха, Дима, Серега, Ольга и я) решаем попробовать достигнуть поселка Северный. Именно того самого, ради которого мы сюда и приехали. Не доезжая до Чухломы, нам нужно было свернуть на Парфеньево. На том повороте мы и хотели распрощаться.

Но следующие события поменяли наши планы в корне… Колька и Андрюха улетели вперед, а я ехал немного позади. И вот  в один момент я вижу, как от Андрюхиной нивы валит белый дым и он спешно паркуется. Там случилось что-то очень неприятное, и я тороплюсь добраться до припаркованных машин. Подъезжаю и вижу, что Андрюха пытается что-то рассмотреть под капотом машины, а остальные стоят какие-то грустные. Да, радости там мало. Оказалось, что развалился мотор. Через зияющую дыру в блоке цилиндров можно было рассмотреть шатун, болты, еще какие-то железки. Все подкапотное пространство оказалось залито маслом.

Все, поездка закончилась, это точно. Я беру Андрюху на веревку, а Колька уезжает вперед – ему надо найти где-то сервис, что бы поставить отвалившийся глушитель. Надо сказать, что в такой сцепке мы двигались со скоростью 70-80 км/ч, что очень даже и не плохо. Колька, задержавшийся в Галиче (ремонт затянулся, ему пришлось поменять еще и короткую тягу моста), так и не смог нас догнать, хотя он въехал в Москву почти сразу же за нами. До Андрюхиного дома доехали, в общем-то, без приключений, правда в сон клонило нещадно, но ничего.

Как потом показало вскрытие умершего мотора, якобы развалилась юбка поршня, хотя кто теперь разберет.

Самое интересное, что такого или похожего исхода я ждал от своего мотора, а оказалось совсем наоборот. Нежданно-негаданно развалился практически новый мотор. У Кольки кроме оторванного глушителя и порванной тяги моста, лопнула пружина передней подвески. Так мы с ней и ездили, машина даже не накренилась на бок. Ну а у меня, как это не странно, все оказалось в порядке, и даже средний расход топлива составил где-то 14 литров на сотню. Учитывая, какую ношу я тащил весь обратный путь, результат очень хороший.

Итак, цель опять не достигнута, но поездкой все оказались довольны. Андрюха побывал в своих родных местах, я полазил по заброшенным домам, ну а Колька всласть накатался по колеям. Хотя от последнего все получили неизгладимое удовольствие.

Уже сейчас, в декабре 2005 года, мы вновь строим планы доехать до поселка Северный и покататься по костромской области. Посмотрим, что из этого выйдет…

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz